В новогодний сезон редакция FruitNews по традиции обратилась к участникам плодоовощного рынка.
Итоги уходящего года, достижения участников сектора и смежных отраслей, а также прогнозы и комментарии представителей цепочки поставок фруктов и овощей в наших материалах.
Олег Рабкин, коммерческий директор компании "Лидер-Пак":
- Каких целей удалось достичь, каких результатов удалось добиться Вам и Вашей организации в 2019 году?
2019 год оказался одновременно сложным и продуктивным для нас. С одной стороны, мы значительно выросли в продажах упаковочных материалов, в том числе за счет расширения нашего ассортимента упаковки для ягод и фруктов. С другой стороны, наша компания столкнулась с большим количеством препятствий на рынке. В условиях отсутствия высоких цен на ряд продуктов, производимых нашими клиентами, и высокой стоимости оборудования и технологий европейского производства, зарабатывать деньги на производстве фруктов и овощей, становиться все сложнее и сложнее. В таких реалиях, нашим клиентам очень сложно инвестировать в собственное производство и наращивать обороты в бизнесе.
Основная наша задача в 2019 году заключалась в том, чтобы дать нашим клиентам возможность запустить или модернизировать свое производство с помощью новых технологий и современного оборудования, которые позволили бы им быстро окупить вложенные средства и сделать их бизнес максимально прибыльным и эффективным. Это задачу нам удалось решить в первую очередь за счет собственного производства оборудования «Богатырь-Агро». Используя большой опыт наших технических специалистов, мы интегрируем элементы производимой нами техники в комплексные решения наших заказчиков. Клиенты при этом получают хорошее техническое решение, но по стоимости намного ниже, чем если бы все элементы линии были бы произведены в Европе. Этот подход позволяет нашим клиентам сократить уровень инвестиций, при этом
получить качественное решение своих задач, автоматизировать производственные процессы, и быть более эффективными на быстро меняющемся рынке.
- Какие изменения российского рынка фруктов и овощей за последний год Вы считаете наиболее значимыми?
Российский рынок фруктов и овощей продолжает набирать обороты. Сегодня практически все свежие овощи, представленные в магазинах, российского производства. Развивается рынок грибов и ягод, подрастают заложенные в предыдущие годы сады, так что в скором будущем российские яблоки и ягоды вытеснят импортную продукцию. Развитие грибной отрасли привело к популяризации этого продукта среди населения, грибы активно покупают и используют в своем рационе наши соотечественники.
В каждом секторе плодоовощного рынка уже сформировалось достаточное количество игроков, началась здоровая конкуренция и борьба за потребителя, производители стали больше внимания уделять качеству продукции, выращивать новые виды культур, создавать привлекательную
упаковку, чтобы покупатель предпочел конкурентам именно его продукцию. Ритейл также не стоит на месте, активное развитие онлайн торговли и магазинов «у дома» - главный тренд 2019 года. Покупатели перестали закупать продукты впрок и все чаще предпочитают совершать быстрые покупки ежедневно или раз в два-три дня в ближайших к дому торговых точках. Люди среднего возраста и молодое поколение начинают использовать онлайн сервисы для покупок продуктов питания. По этим причинам изменились объемы закупаемых товаров и их упаковка. Но несмотря на все изменения покупательского поведения - главной для покупателя остается цена, так как реальные доходы потребителей не растут. Чтобы держать уровень цен и получать нужную им маржу сети стараются исключить из цепочки закупок посредников, предпочитая работать напрямую с производителем. В сложившейся ситуации фермеру приходится адаптировать свою продукцию под требования сетей, заниматься оснащением производства и стандартизацией, чтобы поддерживать свою конкурентоспособность и заполнять полки в магазинах своей продукцией.
- Как, по Вашему мнению, будет развиваться российский плодоовощной сектор в следующем году?
Развитие отечественного плодовоовощного сектора будет постепенно вытеснять импортную продукцию, овощи открытого и закрытого грунта, а также грибы уже сейчас представлены большим количеством отечественной продукции, с фруктами и ягодами это пока импорт, но местное производство ягоды стало развиваться, заложенные сады растут и скоро начнут давать урожай. Что же касается самих производителей, то их успех на рынке пока сильно зависит от господдержки. С 2020 года прекратились субсидии государства для предприятий защищенного грунта. Это скорее всего негативно скажется на небольших тепличных хозяйствах, они не смогут выдержать конкуренцию. Консолидацию мы увидим и в других секторах плодоовощного рынка, так как еще в 2019 году такой гигант как «Мираторг» активно начал осваивать новое для себя направление – производство овощей открытого грунта. Выращенные овощи будут поставляться в ритейл в фасованном виде, в 2019 году наша компания совместно с «Мираторг» разработала линейку упаковочных материалов для их продукции.
Сети будут приспосабливаться к изменившемуся поведению покупателей и всеобщей цифровизации, планка требований к поставляемого товару будет только повышаться, и производитель, чтобы остаться на рынке, будет вынужден вкладывать деньги в автоматизацию и оснащение производства. В связи с мировым трендом на экологичность будут пересматриваться требования к упаковке продуктов, так во многих сетях пакеты уже заменяют многоразовыми эко-сумками. Наша компания активно следит за этой тенденцией, и в 2019 году мы проработали новые виды упаковочных материалов, отвечающих эко стандартам, такие как лотки из дерева, картона и пульпекартона - альтернатива пластиковым контейнерам, биоразлагаемые пленочные материалы или бумага, используемые в нашей новой упаковке Win-Pack и джутовые мешки из натурального текстильного волокна для ручной фасовки овощей и фруктов.
Источник: FruitNews