- Главным достоинством агрострахования с господдержкой является тот факт, что сельхозтоваропроизводитель теперь действительно оплачивает лишь половину от начислений страховой премии, а оставшиеся 50% расходов на страхование оплачиваются из бюджета. До принятия действующего ныне федерального закона N 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» аграрии перечисляли страховщику всю премию за договор, и только потом, спустя некоторое время получали компенсацию от государства. Причем, если количество заявок на компенсацию в регионе оказывалось больше, чем запланированных бюджетных средств, получение субсидий для многих сельхозтоваропроизводителей автоматически переносилось на следующий год.
Однако, несмотря на данные перемены, многие аграрии по-прежнему отказываются от страхования, главным образом из-за того, что, в соответствии с упомянутым законом при страховании с государственной поддержкой, застраховаться можно от ограниченного перечня рисков, в основном носящих катастрофический характер. Например, при страховании сельскохозяйственных культур страховой случай наступает только при гибели более 30% урожая (с 2015 года 25%), а это бывает не так часто. Помимо этого, так как государственная поддержка все-таки оказывается сельхозтоваропроизводителю, ему по-прежнему необходимо самому обращаться в уполномоченный орган, чтобы страховщику из бюджета перечислили оставшиеся 50 % страховой премии. А это требует определенных дополнительных временных затрат. По-прежнему есть проблемы нестандартизированных требований к пакету документов на субсидирование и к срокам их предоставления в территориальные органы управления АПК. Опять же, никуда не делось схемное страхование. Недостаточно развита сеть метеостанций, на основании показаний которых подтверждаются критерии наступления опасных природных явлений. Система испытывает недостаток регулирующих мер и нормативов сельскохозяйственной отрасли со стороны государства: требования по соблюдению агротехнологий и ветеринарно-санитарных условий, усиление контроля над их исполнением, контроль за достоверностью информации предоставляемой сельхозтоваропроизводителями в органы статистики.
Как бы то ни было, с учетом всех имеющихся недостатков, существующая модель сельхозстрахования с господдержкой вполне жизнеспособна, но требует корректировок в соответствии с полученной практикой ее применения.
В сельском хозяйстве должна сформироваться современная страховая культура, в рамках которой повысится уровень доверия всех участников этого процесса друг к другу и сельхозпроизводители смогут, не опасаясь получения необоснованного отказа в выплате страхового возмещения, передать риски страховым компаниям. При этом у страхователя не должно возникать ложных иллюзий относительно того, что, при наличии страхового полиса, он полностью перекладывает все свою ответственность на страховую компанию.
Сельхозстрахование, как и любой другой вид имущественного страхования, должно быть добровольным, сельхозтоваропроизводители должны страховаться, осознавая целесообразность и эффективность применения этого цивилизованного инструмента защиты своих интересов. Для этого необходимо создать доступный, простой и качественный унифицированный страховой продукт с очевидными экономическими стимулами, как для страхователей, так и для страховщиков. А этого можно достичь только совершенствую существующую модель с учетом полученного опыта ее практического применения и повышения страховой грамотности сельхозтоваропроизводителей.
Источник: www.fruitnews.ru