- Южная Африка стала крупнейшим поставщиком в Россию свежих фруктов, главным образом цитрусовых. Примерно четверть от объема всех апельсинов на российском рынке имеет южноафриканское происхождение. Фрукты из ЮАР отличаются высоким качеством. За 20 лет с открытия торговли между Россией и ЮАР не было ни одного случая нареканий в адрес поставщиков из ЮАР ни по фитосанитарному состоянию фруктов, ни по их пищевой безопасности. Российский рынок развился в один из базовых для ЮАР, потребляя около 12% всех фруктов, экспортируемых из ЮАР.
Новые технические требования по маркировке транспортной упаковки фруктов, вводимые в России с 15 февраля 2015 года в связи с регламентом Евразийской Экономической Комиссии, являются весьма затруднительными, дорогостоящими и подчас невыполнимыми для фруктовой промышленности ЮАР. Технологически невозможно осуществить наклейку стикеров ЕАС в портах отгрузки без разрушения паллет, подготовленных для долгой океанской транспортировки.
Наклеивать же стикеры в упаковочных хозяйствах невозможно, так как фрукты пакуются на экспорт без привязки к конкретному рынку, а решение об отправке определенной партии в определенный адрес принимается зачастую перед отправкой судна, исходя из конъюнктуры рынка. Также невозможно осуществлять наклейку на коробки без разрушения паллеты партий, отправляемых в силу логистической целесообразности из складов южноафриканских компаний в Европе.
Южноафриканцам также непонятно, зачем повторять на стикере информацию, которая уже имеется на каждой коробке, а также в комплекте отгрузочных документов. Некоторые требования имеют схоластический характер, например, особое написание и размещение знака ЕАС или указание даты окончания срока годности фруктов (Expiry Date), что является странным для южноафриканских производителей. Возникают ошибки, а российская таможня ошибки не прощает: поступает информация, что грузы без наклеек ЕАС или с ошибками пропускаться на территорию РФ не будут и подлежат возврату.
Указанные требования не могут быть выполнены многими хозяйствами в ЮАР, и они вынуждены переориентировать поставки на другие рынки. Особенно это касается мелких и средних производителей фруктов, работающих на российский рынок. А те, кто так или иначе смогут выполнять указанные требования ЕАС по стикерам, будут вынуждены нести дополнительные расходы, которые в конечном итоге переносятся на зарплаты сельскохозяйственных рабочих в ЮАР и кошелек российского потребителя.
Во время официального визита в Москву Президента ЮАР Якоба Зумы и его переговоров с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 28 августа 2014 года была достигнута договоренность о расширении сотрудничества между странами в области сельского хозяйства и продовольствия, в частности об увеличении поставок в Россию фруктов. Введение нового регламента в том виде, как он применяется в настоящее время, приведет не к увеличению, а сокращению поставок. По оперативным данным объем поставок фруктов из ЮАР в Россию в январе 2015 года уже упал на 40% по сравнению с январем 2014-го.
Источник: www.fruitnews.ru