Марек Хоробински, учредитель компании Max Crop System и управляющий британским ягодным фермерским хозяйством в рамках Диалога FruitNews перечислил факторы, которые необходимо учесть при планировании ягодного бизнеса.
Главный вопрос, на который нужно ответить фермеру, когда она начинает свой бизнес в ягодной отрасли: «Где, за сколько и кому я буду продавать продукцию?». Проблема в том, что после выхода хозяйства на коммерческий объем плодоношения за сутки придется собрать несколько тонн ягод, которые необходимо будет реализовать в предельно короткие сроки.
Нужен разработать четкий план при выборе сортов. Желательно, чтобы они плодоносили в разное время. Так мы обеспечим полную загрузку персонала в течение всего сезона. Нужно подумать, а будет ли востребован тот или иной сорт у покупателей, насколько соответствует его товарный вид, вкусовые качества запросам потребителей и торговых сетей. Важно учесть, что сорт должен подходить к климатическим условиям. Нужно оценить и экономику сорта, будет ли он прибылен или, наоборот, убыточен. Например, одно из фермерских хозяйств Великобритании выращивало из года в год сорт ягод, который ежегодно приносил убытки в 40-50 тысяч фунтов, но узнать что этот сорт убыточен удалось только после установки программы Max Crop System. Каждый фермер знает, что определенный сорт требует определенных затрат на разных участках плантаций. Но, как правило, общую картину финансовых затрат сложно представить. И только после введения автоматизации учета затрат по отдельным культурам, участкам, сортам становится ясно, как тот или иной сорт отражается на экономике предприятия в целом
пояснил Марек Хоробински. Важно также продумать, как будет осуществляться полив. Могу привести пример из своего опыта. Рядом с плантацией протекала река. Но после анализа проб воды стало ясно, что она не годится для полива. Пришлось бурить скважину и потратить на это много средств. Поиск сотрудников – не менее важная задача. Сейчас для аграрной отрасли это очень злободневная проблема, в том числе и в Великобритании из-за нехватки кадров
подчеркнул Марек Хоробински. Безусловно, выбор технологии выращивания (в защищенном/открытом грунте) также очень важный фактор. «В Великобритании, например, в открытом грунте землянику садовую почти не выращивают. С экономической точки зрения, выгоднее построить теплицу или тоннели и тогда сотрудник сможет за определенный отрезок времени собрать больше урожая, чем в открытом грунте», - отметил Марек Хоробински.
Одна из самых больших статей расходов – автоматизация производства. Когда-то было просто достаточно подвести воду к плантации. Сейчас все компьютеризировано, вплоть до дозировки удобрений и средств зашиты растений.
Даже в небольшом хозяйстве должно быть холодильное оборудование. Ягоды перед транспортировкой необходимо охладить до +5 градусов. Безусловно, понадобится техника для обработки насаждений от вредителей.
Полную версию Диалога смотрите на Youtube-канале FruitNews
(https://www.youtube.com/watch?v=ytC_3bEGyvU)