Группа Компаний «Балтика-Транс», на протяжении 15 лет занимающая международными мультимодальными грузоперевозками, активно отслеживает современные изменения структуры поставок плодоовощной продукции в России.
Изменения, прежде всего, коснулись географии поставок овощей и фруктов. Если раньше основной объем продукции приходился на европейские страны, то сейчас поставки осуществляются из Южной Африки, Латинской Америки, Турции, Египта, Китая. И основной проблемой транспортировки становится соблюдение специальных санитарных требований и стандартов (в основном это соблюдение температурного режима), предъявляемых к транспортировке таких продуктов и диктуемых сроком жизни товара.
Введение санкций внесло определенные коррективы по точкам ввоза грузов на территорию страны. Если раньше доля автотранспортных перевозок фруктов и овощей преобладала, то сейчас, со сменой страны-происхождения товара, эти поставки осуществляются в основном морскими линиями.
Изменения способа доставки вынудили многие крупные федеральные торговые сети организовывать дополнительные распределительные центры в центре России для консолидации потока рефрижераторных грузов, поступающих из основных портов ввоза - Санкт-Петербург, Новороссийск. Раньше схема предусматривала прямую доставку до удаленных распределительных центров, теперь же требуется консолидация товаропотока в средней полосе России, откуда грузы уходят вглубь России.
Следствием этого стало увеличение времени доставки – если из Европы груз прибывал в среднем за 2 недели, то из Южной Африки и Латинской Америки этот срок увеличился до 1 месяца.
К концу года аналитики отмечают и изменения в структуре среднего чека в сетевом продуктовом ритейле. Если раньше в чеке доля фруктов и овощей была достаточно значимой без зависимости от сезонности, то сейчас в нем преобладают продукты с относительно длительным сроком хранения - крупы, консервация; доля же фруктов-овощей сократилась. Можно уверенно говорить, что закрытие канала импорта плодоовощной продукции из Европы и курсовые скачки отразятся и на закупочных ценах. Ожидание увеличения цен в зимний период совершенно оправдано, поскольку у сетевых ритейлеров уже не будет возможности заполнять прилавки местными сезонными продуктами.
Существенным моментом для всесезонной торговли плодоовощной продукцией по-прежнему остается острая проблема сохранности выращенного. К сожалению, в России не хватает складов длительного хранения, отсутствует и понимание правильной упаковки продукции при хранении. Можно уверенно говорить, что без государственной поддержки отрасли в этом вопросе не справиться, ведь речь идет о существенных вложениях в строительство в инфраструктуру отрасли.
Еще один момент, который также может отразиться на стоимости продукции - ужесточение регламентов контроля за перевесом, следствием чего станет увеличение стоимости перевозки на тонну груза. Конечно, этот момент отразится в цене конечного продукта не так существенно, как курсовые скачки валют, но удорожание в пределах 5-10% вполне вероятно.
- Для перевозчика снижение веса контейнера - это дополнительная возможность заработать, ведь в этом случае он повезет не три контейнера, а четыре. Вся нагрузка ложится в итоге на конечного потребителя,- поясняет ситуацию заместитель генерального директора ГК «Балтика-Транс» Ирина Капитанова. Источник: www.fruitnews.ru