Представители российской отрасли производства органических продуктов продолжают дискуссию об официальной процедуре сертификации.
Ранее Союз органического земледелия (СОЗ) выступил с просьбой признать международные стандарты сертификации органической продукции на российском рынке (https://fruitnews.ru/state-news/51035-soz-prosit-priznat-mezhdunarodnye-standarty-dlya-organicheskoj-produktsii.html). Однако исполнительный директор Национального Органического Союза (НОС) Олег Мироненко поставил под сомнение позицию СОЗ (https://fruitnews.ru/point-of-view/51084-nos-dlya-chego-soz-predlagaet-priznat-mezhdunarodnye-standarty-neyasno.html). Основные пункты разногласий по этой теме от представителей СОЗ агентство FruitNews опубликовало без сокращений текста (https://fruitnews.ru/point-of-view/51085-soz-nashi-standarty-kalka-s-evropejskikh-pochemu-ne-priznat-ikh-sejchas-v-biznese.html).
Подробнее о сертифицировании производителей органической продукции, контроле качества и развитии системы государственных стандартов FruitNews рассказал исполнительный директор Национального органического союза (НОС) Олег Мироненко:
Директор ООО «Эфирмасло» Павел Наумов, сертифицированный производитель органической продукции по международным стандартам ЕС и США, читая Ваше обращение, ранее опубликованное FruitNews, сформулировал следующий вопрос:
- По какому «пути» идет Россия? Американскому или европейскому?
При разработке закона об органическом земледелии мы брали за основу европейские стандарты 834 и 889 (European Organic Regulations (EC) No 834/2007, 889/2008 доступно по ссылке https://www.ifoam-eu.org/sites/default/files/page/files/ifoameu_reg_regulation_dossier_201204_en.pdf, прим. FruitNews), с учетом изменений, которые произойдут в 2021 году. Некоторые пункты, которые мы взяли в виде кальки и отправили на согласование, не утвердили в IFOAM (Международная федерация движений экологического сельского хозяйства, прим. Fruitnews), так как они были взяты из временных соглашений с 2007 года. Когда ситуация поменялась, в IFOAM изменили базовые правила. Наш стандарт разрабатывался по новой редакции, принятой IFOAM в 2014 году (https://www.ifoam.bio/sites/default/files/ifoam_norms_version_july_2014.pdf, прим. FruitNews). Именно стандарты 834, 889 на сегодняшний день регулируют органический рынок в Европе. И вся продукция, продающаяся на европейском рынке произведена в соответствии с этими стандартами.
Когда Европа поняла, что не способна обеспечить себя органическими продуктами она приняла 834 стандарт для третьих стран. При этом эти страны тоже раздели на две категории. Россия входит во вторую группу, а, например, Армения и Грузия – в третью. Для них устанавливаются особые условия выхода на рынок ЕС. Реализацию сертифицированных по стандартам ЕС продуктов контролируют компании-сертификаторы, аккредитованные по системе Евросоюза.
Российские производители получали «ЕвроЛист», потому что другой системы сертификации не существовало, а они хотели позиционировать свою продукцию как органическую. Однако получившие «ЕвроЛист», не всегда выходили со своей продукцией на рынки ЕС. Это не является нарушением.
После вступления в силу закона об органике в России появится своя система сертификации, регулирующая рынок. Да, соглашусь, с точки зрения маркетинга и доверия к знаку продажи будут другими. И в ближайшие 2-4 года ситуация сможет либо нормализоваться, либо ухудшиться.
- Какие преимущества дает двойная сертификация?
Объясню на примере. Возьмем органическую простоквашу с российским и европейским значками. Российский потребитель привык к европейскому знаку, поэтому российская и европейская двойная сертификация в ближайшие три года позволит увеличить продажи.
За неправомерное использование слова «органический» меры в отношении производителя с российским знаком будет применять Роспотребнадзор, поскольку речь идет о подчинении российскому законодательству. К сожалению, в рамках существующих законодательных документов европейская комиссия не отслеживает хождение знаков за пределами Европы, поэтому российского производителя с европейским значком в случае нарушений никто наказывать не будет.
- Это упущение Еврокомиссии?
Нет, это отсутствие межправительственных соглашений по этому поводу. Если бы такое соглашение существовало, то наши органы могли бы проверять хождение «Зеленого листка».
- Теоретически есть возможность избежать двойной сертификации для производителей органической продукции, если удастся согласовать контроль хождения продукции с «ЕвроЛистом» на территории России?
Если российское правительство захочет заключить такое межправительственное соглашение, и Европа не выступит против. Но надо помнить, что все эти документы носят временный характер. Почему мы говорим о понятии взаимопризнания? Для того чтобы временные соглашения перешли в статус постояннодействующих.
- Сколько организаций в данный момент контролируют качество органической продукции на российском рынке?
Ни одной. Есть отдельные общественные объединения, которые позиционируют себя как «проверяющие», но на самом деле ни одна организация не имеет достаточных полномочий. С введением закона в систему контроля официально включат Роспотребнадзор и Россельхознадзор, которые смогут налагать штраф в соответствии со статьей 14.7 КоАП РФ. До вступления в силу закона официально наказать кого-либо не может ни НОС, ни СОЗ, ни любой другой орган.
- Обязательно ли проходить российскую сертификацию?
Сертифицироваться по российским стандартам, если компания не будет работать на российском рынке не нужно. Никто не меняет «правила игры». Для того, чтобы российская продукция поставлялась в Японию, она будет сертифицироваться по системе JAS (Японские сельскохозяйственные стандарты, прим. FruitNews), российского сертификата ей не требуется.
- Ваши коллеги приводят в пример Армению, представившую свой стандарт «Грин Кавказ» полностью эквивалентный европейскому. Почему Россия не может последовать примеру производителей органической продукции Армении?
Стандарт «Грин Кавказ» - частный, который разработан компанией ООО «ЭКОГЛОБ». Это стандарт конкретной организации, который не имеет никакого отношения к государству.
У Армении нет признания в принципе. Больше 90% своей продукции страна продает на экспорт. Соотвественно, она действует по существующей европейской схеме и сертифицирует всю свою продукцию на «ЕвроЛист». У Армении нет задачи развития внутреннего рынка, поэтому не развивается внутреннее законодательство.
В России будет в первую очередь развиваться система государственных стандартов. Мы пытаемся создать аналог европейской системы, но объединив при этом страны входящие в ЕАС (Евразийское соответствие, прим. FruitNews). На сегодняшний момент к межгосударственному стандарту присоединились Кыргызстан, Белоруссия, и на стадии принятия решения Казахстан.
Ознакомившись с материалами заседания рабочей группы при Консультативном комитете по агропромышленному комплексу по направлению «Органическое сельское хозяйство», агентство FruitNews приводит информацию о нормативно правовом регулировании органического сельского хозяйства в Армении:
Источник: FruitNews