Закон «О торговле» не стал панацеей для производителей плодоовощной продукции, которым не всегда удается договориться о входе в розничные сети и согласовать цену поставок своих овощей и фруктов. С разрешения редакции издания «Реальное время» публикуем материал Луизы Игнатьевой о сложных отношениях между тепличным хозяйством Татарстана и ритейлерами республики.
С принятием федерального закона «О торговле», направленного на поддержку отечественного товаропроизводителя, протекционизм из скрытых форм перерастает в открытую борьбу за местного поставщика на торговых полках. Как заявил недавно председатель комитета по экологии, природопользованию и продовольственной безопасности Госсовета Республики Татарстан Тахир Фадеев, «доля татарстанской продукции в магазинах республики должна быть не менее 25% нашей продукции, а еще лучше — 50%», хотя уже сегодня почти все купленные казанами продукты первой необходимости произведены местными комбинатами.
Тем не менее продвижению других видов продуктов питания местного производства препятствует «чрезмерное повышение цен торговыми сетями, вследствие которого конечный потребитель вынужден покупать продукты в 2,3—2,7 раза дороже, чем они отпускаются производителями», считает он (цитата взята с официального сайта парламента).
«В марте поставляемая продукция совхоза «Майский» была выше в 2,5—3 раза (чем отпускная цена производителя)», — жаловался он на конференции по обсуждению изменений в закон «О торговле», которое организовало ФАС в Казани. Речь шла о длинноплодных огурцах тепличного комбината, которые при отпускной цене комбината в 64 рубля продавались в торговой сети с многократной накруткой и выросли в рознице до 179 рублей. Иначе говоря, индекс жадности торговых сетей мешает местным производителям дойти до покупателя, указывает он.
Отвечая на вопрос, у кого торговые накрутки больше, генеральный директор ТК «Майский» Ильшат Ганиев признал, что, к сожалению, больше накручивают местные торговые сети, а федеральные работают в пределах 30%, хотя перед праздниками «бывает и больше». Он согласен с тем, что высокие торговые наценки, действительно, сдерживают темпы продаж местной продукции, но пока не найдено противоядие безразмерным аппетитам. «Если в советское время торговая наценка составляла 9% от отпускной цены производителя, то теперь мы видим, что розничная цена в два–три раза отличается от исходной», — говорит он.
При этом с некоторыми сетями не удается вообще заключить договоры о поставке. Как рассказал Ильшат Гениев, пока компании не удается договориться о поставках продукции с федеральной сетью «Ашан», а «Магнит» ориентирован на сбыт овощей, выращенных в собственных тепличных комплексах в Краснодаре и Ставрополье.
В торговой сети «Ашан» избежали прямого комментария по поводу отсутствия договоров с ТК «Майский».
«Сегодня более 80% ассортимента в гипермаркетах «АШАН» и супермаркетах «АТАК» произведено в России. В магазинах в Казани представлено более 500 местных производителей, основная доля которых приходится на категорию свежих продуктов», — говорится в официальном сообщении компании. При этом сообщается, что «с целью повышения улучшения сотрудничества с поставщиками компания запустила проект «Голос поставщика», который представляет собой онлайн-платформу».
Сегодня ТК «Майский» имеет договоры на поставки продукции с несколькими федеральными сетями: «Перекресток», «Карусель», «Пятерочка», через которые за пределами республики реализуется 45% выращенной продукции, а оставшаяся часть продается внутри Татарстана через местные магазины.
Генеральный директор «Майского» добавил, что в настоящее время ведутся переговоры о поставках продукции в питерскую торговую сеть «Лента».
«Сейчас мы хотим с ними заключить договор, потому что у них есть сети в крупных промышленных центрах республики — в Набережных Челнах, и в Казани вскоре появится», — сообщил он.
В пресс-службе компании подтвердили эту информацию, уточнив, что «в гипермаркете «Лента» в Казани будет представлена продукция 45 татарстанских производителей, которые будут отмечены на полках специальными знаками.
«Мы и в дальнейшем будем расширять их количество, поскольку выстраивание прочных взаимовыгодных отношений с поставщиками — важнейший элемент стратегии развития «Ленты»», — декларируется в сообщении.
Впрочем, не сумев охватить торговые сети полностью, крупнейший в республике производитель томатов и огурцов нашел обходные пути. Немалая часть урожая татарстанского тепличного комплекса продается буквально «с колес».
«На открытых рынках у нас работают 30 торговых автофургонов, с которых мы продаем продукцию по собственным ценам. Среди наиболее популярных мест торговли — агропромпарк «Казань», — говорит Ганиев. — Но за это меня часто критикуют — очереди, мол, скапливаются. Конечно, очереди будут сохраняться, если цена на томаты и огурцы в два–три раза дешевле, чем в магазине. Хоть 50 торговых точек открой — все равно покупатели будут выстраиваться один за другим за дешевыми овощами.Если поднимем цены, то очередей не будет, и меня подталкивают к повышению цен. Но мы продолжаем продавать по низким ценам не только перед выборами, но и после выборов цены останутся невысокими», — обещает он. По его данным, сейчас через автолавки продается 18% от всего выращенного урожая.
Председатель комитета по экологии, природопользованию и продовольственной безопасности Госсовета РТ Тахир Фадеев заявил, что местный производитель вынужден был сам встать за прилавок, но мало кто из татарстанских производителей готов пойти по этому пути.
«К сожалению, торговой деятельностью занимаются факультативно, хотя наших производителей надо защищать», — сожалеет он.
Источник: «Реальное время»