• +7 495 729 3080
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
  • Пон.-Птн. 10.00-18.00

Маркировка коробок и рост стоимости цитрусовых

16-18 ноября с.г. в Претории будет проводиться ХIV заседание Смешанного межправительственного комитета по торгово-экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Южно-Африканской Республикой.

Это весьма важное мероприятие для бизнеса двух стран, т.к. именно в его ходе ставятся и обсуждаются текущие проблемы двухстороннего сотрудничество. Как известно, торговля фруктами – основная статься товарооборота между двумя странами - уже второй год подряд испытывает серьезные испытания.

Согласно статистическим данным Федеральной таможенной службы РФ за 2015 год импорт апельсинов из ЮАР сократился почти на 30% по сравнению с 2014 годом. В текущем 2016 году экспорт цитрусовых из ЮАР сократится еще значительней. Это происходит на фоне призывов лидеров двух стран, Президента Российской Федерации В.В. Путина и Президента ЮАР Я. Зумы увеличить экспорт свежих фруктов из ЮАР в Россию, прозвучавших во время визита в Москву Я. Зумы в августе 2014 года. По мнению южноафриканского и российского бизнеса главной причиной падения ввоза фруктов из ЮАР стало введение российской стороной торгового барьера в виде специальной маркировки знаком ЕАС, обязательной с февраля 2015.

Сама по себе эта маркировка не содержит каких-либо невыполнимых требований. Маркировка (наклейка на русском языке) сообщает о наименовании товара (яблоко это или апельсин), стране происхождения, производителе, экспортере, импортере – т.е. о том, что уже написано в товаросопроводительных документах (коносаменте, сертификате происхождения, фитосанитарном сертификате) на английском языке. Еще необходимо писать срок годности, что является нонсенсом в отношении фруктов – яблоко может храниться больше года или сгнить за две недели, если в нем завелся червяк. Такую наклейку южноафриканцы могут отпечатать, хотя и с ошибками по причине не распространенности русского языка в ЮАР. Хуже то, что наклейку нужно клеить на каждую коробку, а это входит в противоречие с технологией подготовки и отправке на экспорт фруктов, принятой в ЮАР.

Дело в том, что по существующей технологии работы со скоропортящейся продукцией фрукты после сбора и упаковки на плантациях как можно скорее доставляются на склады-холодильники в портах отгрузки. Они привозятся уже установленными и увязанными соответствующим образом на паллетах, чтобы обеспечить сохранность груза во время длительной транспортировки морем до заказчиков. Адрес конкретного получателя устанавливается часто в последний момент перед погрузкой паллет на корабль. Разрушать паллеты, клеить наклейки на каждую коробку – их минимум семьдесят на паллете – а затем увязывать паллеты вновь невозможно в условиях портовых складов. Наклеивать маркировку ЕАС в ходе упаковки фруктов на плантациях могут крупные экспортеры, работающие по программам с крупными российскими импортерами. Это стоит денег, но возможно. Однако для средних и мелких хозяйств и экспортеров, работающих на споте, разрушать паллеты и клеить наклейки в порту невозможно, и они уходят с российского рынка.

Необходимо также отметить, что в среднем и мелком фруктовом бизнесе заняты в основном чернокожие предприниматели, которым южноафриканское правительство оказывает поддержку в рамках политики «блэк экономик эмпаурмент». Для них российский рынок становится закрытым. С российской стороны удорожается стоимость фруктов, хотя апельсины из далекой Южной Африки все равно стоят дешевле фруктов, поставляемых из стран СНГ или даже собственных. А это означает, что апельсины из ЮАР стали социальным продуктом в России, и повышение стоимости на них особенно бьет по карману малоимущих слоев населения.

В течение 2015 и 2016 годов деловое сообщество российских и южноафриканских предпринимателей пыталось обратить внимание органов Евразийской Экономической Комиссии и Федеральной Таможенной Службы Российской Федерации на ненормальное положение с наклейками ЕАС, становящимися техническим барьером в торговле с ЮАР. Кажется, что нас, наконец , услышали.

В настоящее время Северо-Западное таможенное управление совместно с Деловым Советом Россия-ЮАР пытается согласовать возможность альтернативного нанесения маркировки ЕАС без разрушения паллет. Если этого удастся добиться, то это станет облегчением для торговых партнеров.

Вместе с тем с огорчением еще раз убеждаемся в том, что шаги, направленные в сторону обособленности и исключительности по сравнению с общепринятыми нормами и правилами, являются контр-продуктивными и работают против интересов обычных людей, которым приходится оплачивать бюрократические излишества.

М.И.Фатеев

Зав. секцией сельского хозяйства и продовольствия Делового Совета Россия-ЮАР


Печать   E-mail