Развитие органического производства в России становится актуальной темой в сельскохозяйственной сфере. Одним из главных вопросов для участников рынка является введение официальной сертификации для органической продукции.
Подробнее рассказала об этом ведущий эксперт компании «Органик Эксперт», единственной сейчас в России аккредитованной организации-сертификатора, Ксения Фирсова.
- Ксения, с какими планами вы пришли в компанию «Органик Эксперт»?
Я эксперт по сертификации органической продукции. 12 лет я проработала в Экологическом союзе Санкт-Петербурга, была экспертом, в том числе и по международной органической сертификации, с 2010 года и являюсь аккредитованным аудитором международных сертифицирующих органов. Сейчас я перешла в компанию «Органик Эксперт», являюсь ее ведущим экспертом.
- Отличается ли международная сертификация от российских принципов сертификации?
Все добросовестные органы по сертификации действуют одинаково, по правилам стандарта ИСО 17065, который предъявляет требования к сертифицирующим организациям. Все действия органа осуществляются в рамках определенных прописанных процедур, обеспечивающих компетентность и беспристрастность. А что касается различия в требованиях стандартов, то для потребителя существенной разницы в этом нет, все основные требования органических стандартов эквиваленты. Конечно, речь идет международных органических стандартах (самых известный нам сегодня – так называемый «евролист», стандарт Европейского союза), разработанном в России на базе международных стандартов ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации», а так же частных стандартах, которые гармонизированы с ГОСТом – например, система добровольной сертификации «Органический продукт» или с международными стандартами – например, система «Листок жизни».
- По вашим наблюдениям, как активно развивается российский рынок органики?
За последний год интерес к этой теме стал заметно выше со стороны производителей. И одна из причин - значительные подвижки по принятию закона об органике. Причем интерес есть и опосредованный, со стороны зарубежных трейдеров, которые хотят закупать российскую продукцию, то есть растет экспортный интерес к российской органической продукции на фоне устойчивого общего роста рынка органической продукции в мире. По данным FiBL, продажи органической продукции в мире в 2016 году достигли 84,7 млн евро. С другой стороны, сложности для производителей пока остаются. И главная сложность - отсутствие целостной системы. Ведь органическое сельское хозяйство - это некая система взаимосвязанных элементов: органический семенной материал, органические удобрения, органические средства защиты растений, органические корма для животных. Пока в России она еще не сложилась как в европейских странах, в силу неразвитости всего органического сектора, и производителю приходится рассчитывать только на свои силы.
- Растет ли интерес к органическим продуктам со стороны потребителей?
Спрос на органику есть. Людей все-таки в первую очередь волнует, что они едят. Всем хочется питаться экологически безопасными продуктами. Но есть несколько препятствий. Во-первых, органическая продукция пока значительно дороже, чем неорганическая. Во-вторых, наши потребители плохо разбираются, что такое настоящая органическая продукция. Из-за изобилия гринвошинга (безосновательное позиционирование компаниями своих экологических преимуществ) на рынке – всевозможных зеленые листочков, надписей «эко» и «био» – люди путаются. Но сейчас грамотных покупатель все больше. Они уже знают «евролист» и другие маркировки. Но в массе знаний пока недостаточно.
- Что даст федеральный закон для развития органики в России?
Сам факт того, что в России будет признана органическая продукция, даст огромный толчок для развития рынка. Дальше начнется развитие внутреннего рынка, и экспортного тоже. Когда на законодательном уровне появится и закрепится термин «органическая продукция», это станет толчком к развитию сектора, особенно на государственном уровне.
- Насколько угрожает органическому сектору фальсификат?
Многие беспокоятся, что сама сфера органики, попадая под государственное регулирование, может быть дискредитирована. У нас обязательной сертификации потребители не всегда доверяют, потому что появляется информация о том, что продукция, имеющая необходимую разрешительную документацию, не соответствует заявленному качеству безопасности, и у потребителей снижается доверие к обязательной сертификации. Речь идет о добровольной сертификации, это уже дополнительные экологические преимущества, к чему должны стремиться те производители, которые хотят и готовы делать настоящую органическую продукцию, а закон должен их защитить. Что касается слов «эко» и «био» - я считаю, что все запрещать – путь неправильный. Лучше объяснить покупателям, какой знак на упаковке обозначает настоящую экопродукцию. А дальше покупатель уже сам постепенно разберется и сможет выбирать продукцию.
- Как должны работать сертификаторы на рынке органики?
Добросовестная сертификация должна осуществляться в соответствии со стандартами. Должна быть четкая открытая процедура, понятные требования стандартов, которые производитель должен знать до начала процедуры сертификации. Органическая сертификация всегда подразумевает очный аудит. При чем, эти правила едины для всех в разных областях сертификации. Такие принципы работают и в нашей сертификации, и за рубежом. И все должно быть понятно заявителю.
Источник: FruitNews по материалам пресс-службы Национального органического союза