• +7 495 729 3080
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
  • Пон.-Птн. 10.00-18.00
 Участники рынка продолжат налаживать схемы обхода контрсанкций

Комментарий FruitNews: Участники рынка продолжат налаживать схемы обхода контрсанкций

12 июля Президент России Владимир Путин продлил действие запрета на импорт "контрсанкционных" видов продукции, включая фрукты и овощи, из стран Евросоюза, США, Канады, Австралии, Норвегии, Албании, Черногории, Исландии, Лихтенштейна и Украины до конца 2019 года. Указ "О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" еще на один год продлевает действие решения принятого 6 августа 2014 года.

Полный текст документа доступен на портале Государственной системы правовой информации - http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201807120023.

Основным позитивным результатом введения ограничений на импорт фруктов и овощей для российского рынка стало то внимание, которое оказалось обращено на собственное выращивание плодоовощной продукции в стране, реальная оценка ситуации в отрасли и осознание необходимости развивать российское производство, считают в редакции FruitNews. С момента введения контрсанкций были разработаны различные программы государственной поддержки российских сельхозпроизводителей и некоторые из них имели реальный успех. Однако на практике не все подобные решения можно назвать абсолютно успешными. Так, например, участники отрасли ранее отмечали, что программа льготного кредитования сельхозпроизводителей требует доработки, а Счетная палата недавно заявила о нарушениях правил льготного кредитования со стороны Сбербанка.

«Если заявленная господдержка не будет доходить до компаний в соответствующих объемах, очень многие из них вновь разочаруются в рынке. Уже сейчас мы наблюдаем приостановку ряда ранее заявленных проектов и серию банкротств в тепличном бизнесе, в который многие входили без должного планирования, в расчете на субсидии, которые получили далеко не все. Эта тенденция может усилиться в ближайшее время», - прокомментировала генеральный директор ИА "FruitNews" Ирина Козий.

Среди отрицательных последствий контрсанкций:

  1. Удорожание продукции для потребителей, которым теперь приходится на питание тратить еще большую долю стремительно оскудевающего семейного бюджета.
  2. Изменение пищевых привычек населения в сторону менее здорового питания. Подорожавшие в полтора - два раза фрукты, овощи, а тем более орехи и сухофрукты для многих перестали быть доступны и потребители активно исключают их из своего обычного рациона, находя не самые полезные замены, например приобретая кондитерские изделия вместо фруктов. Неприятность состоит в том, что после отмены ограничений и возвращения к более высоким доходам обратный переход к более здоровому рациону займет годы и десятилетия. До этого понимание важности здоровой диеты у нас выстраивалось около 15 лет. Сейчас большинство потребителей вновь отброшены назад к стратегии и рациону простого выживания.
  3. Криминализация рынка фруктов и овощей. В условиях контрсанкций наиболее успешными на рынке становятся те компании, которые могут ввезти санкционирую продукцию «в серую» с наименьшими издержками. Рынок теряет наиболее серьезных и открытых игроков, растет количество импортеров - однодневок, занимающихся серыми поставками, падает репутация российских импортеров за рубежом. Возврат к цивилизованному рынку и налаживание деловых отношений потребует долгого времени даже после завершения санкционного противостояния. Наши компании вновь будут вынуждены годами зарабатывать репутацию на международном рынке.
  4. Российские импортеры потеряли наиболее лояльных партнеров. Пострадали от контрсанкций именно те иностранные компании, которые наиболее серьезно относились к работе с Россией и значимо вкладывались в партнерство с российскими компаниями. После введения контрсанкций кто-то из них ушел из бизнеса, кто-то вынужден был переориентироваться на другие рынки, где были выстроены новые деловые отношения, соответствующие логистические схемы и прочее. И когда Россия решит вернуть потоки необходимой нам продукции напрямую, российским импортерам, а в итоге и потребителям придется переплачивать, чтобы вновь заинтересовать экспортеров из других стран и дать им мотивацию к новому изменению направлений поставок и логистики. Еще одним фактором из этой же категории является то, что наш рынок теперь на долгие годы будет восприниматься как высокорисковый и эти риски также будут закладываться в стоимость продукции. Экспортеры не забудут хаоса в августе 2014 года, когда многим из них приходилось за несколько дней решать вопрос, куда переориентировать уже отгруженные на Россию объемы поставок или даже полностью терять значительные партии скоропортящихся грузов.

За время действия контрсанкций объем импорта овощей (без учета бобовых), фруктов и орехов (без учета арахиса) изначально резко сократился. Одной из важных тенденций последних двух лет является налаживание системы реэкспорта санкционной продукции, способствовавшее новому росту поставок в 2017-2018 годах. Поставщики обходят запрет, поставляя фрукты и овощи через Белоруссию, Сербию, Турцию, Молдову и прочие страны.

«По большому счету до изменения российской контрсанкционной политики все останется так, как оно есть на данный момент. Можно отметить последовательное расширение каналов нелегальных поставок плодоовощной продукции с 2015 года. Причем круг вовлекаемых в подобные схемы стран постоянно растет. Поставщики уже наладили систему реэкспорта продукции через Белоруссию, Турцию, Молдову, Сербию, Казахстан и других соседей России, так что контрсанкционная продукция никуда не ушла с российского рынка. Фактически к нам вернулись традиции советской фарцовки. Только вместо джинсов и пластинок предметами нелегального импорта и продаж стали самые необходимые для здоровья населения продукты питания», - прокомментировала генеральный директор ИА "FruitNews" Ирина Козий.

История контрсанкций:

  • Указ Президента РФ № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», которым был введен запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия был подписан от 6 августа 2014 года.
  • Конкретный перечень продукции, попавшей под запрет, был определен на следующий день в постановлении Правительства РФ «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».
  • Под действие запрета попали все овощи, корнеплоды и клубнеплоды, фрукты и орехи под кодами ТН ВЭД ТС: 0701, 0702 00 000, 0703, 0704, 0705, 0706, 0707 00, 0708, 0709, 0710, 0711, 0712, 0713, 0714, 0801, 0802, 0803, 0804, 0805, 0806, 0807, 0808, 0809, 0810, 0811, 0813.
  • Позднее из санкционного списка были исключены семенной картофель (код ТН ВЭД ТС 0701 10 000 0), лук-севок (код ТН ВЭД ТС 0703 10 110 0), гибридная сахарная кукуруза для посева (код ТН ВЭД ТС 0712 90 110 0) и горох для посева (код ТН ВЭД ТС 0713 10 100 0).
  • 27 мая 2016 года постановлением Правительства РФ из списка санкционной продукции были исключены мороженые и сушеные овощи (коды ТН ВЭД 0710 и 0712), импортируемые для производства детского питания.
  • Список «санкционных» стран в августе 2015 года был дополнен Албанией, Черногорией, Исландией, Лихтенштейном, и на особых условиях Украиной.
  • Действие эмбарго продлевалось 24 июня 2015 года и 29 июня 2016 года.
  • 29 июля 2015 года был подписан указ «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», которым было введено требование по уничтожению ввезенной в РФ подсанкционной продукции, которое затем также продлевалось.

Источник: FruitNews


Печать   E-mail