Тема коммерческого выращивания ягод в последнее время стала модным трендом. Мы постоянно слышим вопросы о том, стоит или нет вкладываться с ягодный бизнес, какой объем вложений может потребоваться, с чего начать закладку плантации. Своим опытом закладки плантации малины с журналистами «FruitNews» и начинающими фермерами поделился Илья Шиблев, заместитель директора питомника «Школьный сад», входящего российское объединение производителей ягод - Ягодный союз.
Что касается сбора ягоды, есть два варианта – ручной либо механизированный сбор. Если собирать малину руками, средняя выработка одного сборщика за 8 часов составляет 35 кг. Разные люди могут собирать от 20 до 50 кг за смену. Обычно в среднем за сбор 1 кг малины сборщики получают 35 руб., но и эта цифра тоже скачет от 50 руб. до 25 руб. за 1 кг в зависимости от урожайности и количества ягод.
Многие современные сорта смородины, малины, крыжовника, аронии предполагают возможность собирать их механизированно. Однако организация мехуборки дело не дешевое. Если стоимость ручного сбора малины с 7 гектар в год составляет около миллиона рублей (эти деньги пойдут на зарплату сборщиков), то чтобы собирать ягоду механизированно, вам придется покупать комбайн, который стоит порядка 7 млн рублей, а его производительность позволит за сезон обрабатывать только 7 га. Можно, конечно, обойтись техникой б\у, но тогда появляется риск столкнуться в сезон сбора с проблемой по причине внезапной поломки. Немаловажное значение имеет и то, что после механизированной уборке, как правило, малина может идти только на технические нужды, то есть в переработку. Какая бы она плотная и крепкая ни была, вибрация и тряска делают свое дело – какая-то ягодка мнется, какая-то разбивается, поэтому отправить малину после комбайна фреш-рынок, скорее всего, не получится. Т.е. механизированная уборка подразумевает продажу ягоды только на переработку – можно ее заморозить и потом что-то из нее произвести.
Отдельный вопрос - это тара. Если при работе с перекупщиками можно обойтись какой-то случайной тарой - часть ягод у вас в одной упаковке, часть в другой, какие-то ящики вы приобрели, где-то нашли б/у из под шампиньонов, винограда и т.д., то когда вы захотите работать с сетевыми магазинами, встанет вопрос о том, что упаковка вам нужна унифицированная и утвержденная заказчиком.
Еще один вопрос – это хранение свежей ягоды после сбора. По технологии каждые 2 часа собранную ягоду нужно убирать в холодильник. И чем быстрее вы ее охладите до температуры +1 - 2 градуса, тем дольше она будет в дальнейшем храниться. Некоторые фермеры применяют хитрость и заносят на некоторое время ягоду в камеру, где температура -18, чтобы быстро снизить температуру, после чего ягоду выносят уже в камеру хранения.
Для организации охлаждения можно построить холодильный комплекс, но начинающим фермерам это обычно не под силу. Есть более дешевый путь – покупка небольшой мобильной камеры или морского рефконтейнера. Готовую сборную камеру со сплит-системой нужно будет дополнительно оснастить аварийным дизельным генератором на случай отключения электроэнергии. Такой вариант обойдется примерно в 1 млн. руб. Эта сумма включает в себя стоимость хорошей камеры, хорошей сплит-системы, аварийного дизельного генератора, обустройство фундамента, доставку, монтаж. Другой вариант – так называемые морские рефконтейнеры, которые можно приобрести и в Санкт-Петербурге, и в Москве. Цена на 13-метровые рефконтейнеры находится в пределах от 350 до 700 тыс. руб., но нужно понимать, что это оборудование б/у, и непонятно сколько ему осталось жить. Работать с такими контейнерами очень неудобно, так как нет тамбура - только одна дверь. И все же в таком контейнере можно хранить свежую или замороженную ягоду. Например, в Кировской области, где активно выращивают черную смородину и черноплодную рябину, ягоды собирают в мешки и в мешках в контейнерах замораживают. При полной загрузке контейнера в него помещается 20 тонн черноплодной рябины, но оборудование работает на пределе возможного и каждые 3 часа включается режим оттайки. При все минусах такого метода хранения, не имея ни кола, ни двора, такими контейнерами все же можно пользоваться.
Кстати, имея несколько железных контейнеров, из них можно собрать рабочую зону, где в одном контейнере будет храниться ГСМ, второй контейнер используется как хозблок для хранения инвентаря, третий - в качестве склада для удобрений и материалов для капельного полива. Еще один контейнер может стать гаражом для малой техники типа минитрактора или небольшого трактора без кабины. Конечно, это с виду будет напоминать "чайна-таун", но для быстрой организации рабочего процесса, так можно поступить.
При организации сбыта продукции фермеры обычно сталкиваются с двумя видами покупателей - перекупщиками, перепродающими ягоду в розничные точки, или непосредственно с самими сетевыми магазинами.
Перекупщики берут ягоду в фасовке 300-500 г. С ними проще работать, так как они покупают по общему весу партии и для них не нужно перевешивать каждую баночку. При этом они готовы расплачиваться наличными. Однако у перекупщиков обычно нет стабильности в заказах. Такой покупатель может сделать заказ на 300 кг, а после, когда партия уже собрана, от нее отказаться.
Сетевые магазины также покупают ягоду, упакованную по 300-500 г, но часто заказывают и более мелкие варианты упаковки, например блистеры с подложкой вместимостью 125 г.
Когда мы только начинали продажу ягоды, мы как-то побаивались сетевиков. Боялись кабальных договоров, отсрочек оплаты, большого пакета документов на ягоду и прочих требований. На самом деле не все так страшно, с сетями работать можно и нужно. Они сейчас часто идут на уступки для поставщиков ягод, потому что ягоды дефицит. Многие сети готовы платить цену, которую определяет фермер. Отсрочка платежа, конечно, есть, но не такая глобальная - порядка 2-3 недель. Плюсы при работе с сетями – это стабильность. Сети делают заказ заранее - за две недели сообщают, что они будут брать, к примеру, 3 поставки в неделю по 200 кг - итого 600 кг в неделю.
Некоторые фермеры, чувствующие в себе силы и способности самостоятельно организовать розничные точки продаж свежей ягоды, выбивают места на улицах городов, ставят палатки и пробуют начать торговлю. На наш взгляд, торгуя на улице всего 2-3 позициями ягоды, трудно иметь большую клиентуру, т.к люди на уличных развалах привыкли покупать понемногу, но в большом ассортименте, и специально идти за стаканом малины после работы не каждый захочет. Минусы такой торговли - потребность в установке холодильника, необходимого для сохранения качества ягоды. Чтобы холодильник работал, нужно электричество, а оно не всегда есть. Мы пробовали ставить холодильники с малиной в местах с большой проходимостью, но хорошего результата не увидели.
Фермер должен понимать, что в одно лицо выращивать ягоду и продавать ее оптом - это уже тяжело. При этом торговать еще и в розницу - уже практически невозможно. Если у вас более 1 га ягодной плантации, нужно смериться с наценками перекупщиков и продавать оптом.
В организации логистики тоже есть два пути – либо вы покупаете собственный транспорт, либо работаете на арендованном.
Покупка собственного транспорта на начальном этапе создания плантации - достаточно дорогое вложение. Новая Газель-рефрижератор стоит порядка 1,2 млн руб. В нее поместится около тонны свежей малины. Можно использовать так называемый «каблучок-рефрижератор» на базе Ларгуса. Он стоит порядка 800 тыс. руб., а если вы вам нужна возможность подключить его к розетке на поле, чтобы машина служила и как холодильник, придется выложить еще 100 тыс. руб. Можно, конечно, взять автомобиль б/у, но риски с б/у транспортом резко возрастают и он может сломаться где-то на доставке с тонной ягоды внутри.
Можно работать на арендованном транспорте, благо есть большой выбор услуг по грузоперевозкам с холодильниками, но арендуя транспорт, мы столкнулись с другой проблемой. Нам фермерам идеальна такая схема – с 8 утра до 6 вечера мы собираем ягоду, периодически убирая ее в холодильник, набираем нужный объем – к примеру 500 кг, в 6 вечера мы ждем машину на загрузку и она везет наши ягоды, например в Нижний Новгород. Чтобы проехать 200 км, потребуется 3 часа, т.е. в 9 часов вечера машина уже на точке выгрузки, но разгружать ее будут самое раннее в 5 утра, поэтому нужно стоять с 9 вечера до 5 утра, не выключая мотор, чтобы работал рефрижератор-холодильник. Когда мы начали искать такую машину, все водители сразу говорили, что так делать не будут, то есть не будет поддерживаться температурный режим, необходимый при перевозке ягод: +1-+2 градуса. Поэтому нам пришлось грузить машины в 4 утра, чтобы к 7 утра продукция была на выгрузке, а это крайне неудобно.
Источник: FruitNews
Часть 1. Сажать или не сажать?
Часть 2. Малиновая плантация в цифрах
Часть 4. Дополнительные возможности ягодовода: переработка, кооперация, органика (переход)